ДОП программа Кубики

Mynuqma-rrrnoe drcAxernoe Aoru(orbHoe o6pa:oBareJrbHoe yqpexqeHne ercrgft caA Ns 347
620144, r. Ercarepran6ypr, yn. IIIefinrMaHa, A. 116
Ten.: (343) 3080047,(343) 30S 0046
347 .tvoysadik.ru, mdou347@eduekb.ru

llpan-rra
lleAarornqecKuM coBeroM
flporoxon IM or 30.08.2023

V- 4ercx

ca,ua }lb 347
Cucoenal
(d4_D orcrn6px 2023
14.

[onoJrHr.rreJrbH afl o 6 rqeo 6p a3 o B aTeJr bH afl
(o6rqepa3BrrB arorr1 aq) rp orpaMMa
coquaJrbHo-ryMilHrruapuoft HarrpaBneHHocrtr
rro rroAroroBKe Aerefi K rrrKoJrbHonnv o6vqeHr,ilo

"KYEI,II{H"
Bospacr o6yvarcrryrxcs: 5-7 ner
Cporc peaJrrrcaqr4u 2 ropa

Amop-cocraBureJrb:
rreAafor-[cr[xoJror
Kononosa-Crorapesa Burff opar Marccrduosua

СОДЕРЖАНИЕ
1

Пояснительная записка............................................................................

3

1.1.

Введение....................................................................................................

3

1.2.

Цели и задачи............................................................................................

7

1.3.

Методы организации и проведения образовательного процесса........

8

1.4.

Планируемые результаты........................................................................

9

2.

Учебный план...........................................................................................

10

3.

Содержание учебного плана...................................................................

13

4.

Система контроля...................................................................................

14

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

16

5.1

Кадровые условия...................................................................................

16

5.2.

Материально-техническое обеспечение................................................

17

5.3.

Перечень интернет - ресурсов................................................................

18

6.

Перечень информационного обеспечения............................................

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в
соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным
развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально
захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению
задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с интересным
математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению
задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу.
Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии
детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей
уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений,
желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение
разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и
совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и
действий,
гибкости
мыслительного
процесса,
смекалки
и
сообразительности,
пространственных представлений.
Программа дополнительного образования «Кубики»:
- предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной
направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными
представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций
математического содержания;
- содержание программы представлено различными формами организации математической
деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки,
загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета;
- занятия, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, формируют
элементарные математические представления; развивают любознательность и познавательную
мотивацию; развивают воображение и творческую активность;
- занятия основываются на игровой деятельности дошкольников, используют
коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, двигательную
формы активности ребенка, а также восприятие детской литературы, конструирование.

Направленность программы
Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Кубики» имеет
социально-гуманитарную направленность

Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют
недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,
развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в
разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов,
логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как:
любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также
форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную
активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют
педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его
организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей
являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и
логических задач.

Организация обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций
способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в
активного участника образовательной деятельности. Занятия по Программе также
способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать
трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных
задач, стремиться к достижению поставленной цели. Обучение математике в современном
мире приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием
математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления,
ориентирует детей на понимание связей и отношений окружающего мира, стимулирует
постоянную активность детского сознания. Формирование начальных математических знаний
и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический
результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий
развивающий аспект. Рационально организованное обучение дошкольников математике
обеспечивает общее умственное развитие детей. Они овладевают счётом и измерениями
линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают
количественные отношения между величинами, целым и частями, учатся думать, проводить
анализ, делать выводы.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания,
радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с
радостью, привить вкус к учению.
Отличительные особенности
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание
комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное
развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование
технологий здоровьесбережения.
Программа «Кубики» разработана на основе программ «36 занятий для будущих
отличников» Л.В. Мищенковой и «Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников» Г.Е. Сычёвой.
Программа разработана с учетом основополагающих принципов:
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его
интеллектуального развития, математической подготовки);
Проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной
интеллектуальной деятельности;
Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического
развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей
каждого воспитанника;
Психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера
в силы ребенка;
Творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
Последовательности - все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей.
Доступности - материал, предлагаемый детям, излагается просто и доступно для понимания.
Наглядности - знакомство детей с содержанием программы осуществляется с
использованием большого количества наглядного, раздаточного материала, дидактических
игр и пособий.

Дифференциации и индивидуализации – в процессе реализации программы обеспечивается
развитие каждого обучающегося ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями.
Межпредметности – программой предусматривается связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи и т.д.
Гуманизации – главной целью деятельности творческого объединения является развитие
обучающегося ребенка.
Деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной
деятельности.
Результативности – программой предусматривается соответствие целей образования и
возможностей их достижения.
По
уровню
освоения образовательных результатов
дополнительная
общеразвивающая программа «Кубики» относится к общеразвивающим программам
ознакомительного уровня.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме,
что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.
Сюжетность занятий и подобранные задания способствуют развитию психических
процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют
его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Много
внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить
понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность,
сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности
взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми
разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного
решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный
характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими
или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта
деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.
Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают
обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части
предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе
схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа

конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их
оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать
трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с
несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том,
что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны
не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать,
в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные
решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах
объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,
например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака:
цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за
пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь
при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

внимания.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится
лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;
структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной
деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании

обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.

Объем общеразвивающей программы
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Кубики» - 2 года
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для
освоения программы – 128 часов.
1 год (дети 5-6 лет) - 64 часа
2 год – (дети 6-7 лет) - 64 часа
Набор детей осуществляется по желанию и по заявлениям родителей.
Уровневость- стартовый уровень
Формы обучения – фронтальная, групповая с индивидуальным подходом. Программа
рассчитана на обучение детей 5-7 лет.
Формы занятий, планируемые по основным разделам программы - групповые. Численность
которых составляет 10 – 12 человек. Состав групп постоянный, одновозрастной. Принимаются
все желающие, без специального отбора.
Формы проведения занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие – развлечение.

деловая игра;

творческая мастерская

занятие - фантазия
Срок реализации программы – 2 года.
Виды занятий – беседы, игры, практическое занятие, открытое занятие.
Формы проведения результатов – наблюдение, практическое занятие, открытое занятие,
игра-квест, игровые задания, опрос, решение логических задач.
Режим занятий
Занятия проходят в кабинете педагога - психолога 2 раза в неделю по 30 минут во второй
половине дня (всего 2 академических часа в неделю), в год 64 занятия для первого года
обучения и 64 занятия для второго года обучения. Занятия проходят фронтально.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий,
упражнений матиматического и логического содержания для успешной адаптации детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного
(комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи первого года обучения:
Обучающие::

познакомить с понятиями множества, числа, величины, формы, пространства и времени;




формировать умения и навыки в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании;
учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам
и назначению;
Развивающие:
 развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память;
 развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
 развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
 развитие творческих способностей.
 развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры,
силуэты, предметы;
 закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
 рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в
клетку.
Воспитательные:
 формировать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения
поставленных задач, умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
 воспитывать аккуратность и самостоятельность;
 возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного
взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
Развивающие:
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и нагляднообразных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и
синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную
речь и речь-рассуждение;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению
подчинять свои интересы определенным правилам .
Ожидаемые результаты
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических
знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу
учебного года дети
будут знать:
отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
будут уметь:
использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
закономерность;
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
Составлять целое из частей.
Следовать инструкциям и работать по схемам

1.3. Методы организации и проведения образовательного процесса
Формы обучения – фронтальная, групповая с индивидуальным подходом. Программа
рассчитана на обучение детей 5-7 лет.

Формы занятий, планируемые по основным разделам программы - групповые. Численность
которых составляет 10 – 12 человек. Состав групп постоянный, одновозрастной. Принимаются
все желающие, без специального отбора.
Формы проведения занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие – развлечение.

деловая игра;

творческая мастерская

занятие - фантазия
Срок реализации программы – 2 года.
Виды занятий – беседы, игры, практическое занятие, открытое занятие.
Формы проведения результатов – наблюдение, практическое занятие, открытое занятие,
игра-квест, игровые задания, опрос, решение логических задач.
Режим занятий
Занятия проходят в кабинете педагога - психолога 2 раза в неделю по 30 минут во второй
половине дня (всего 2 академических часа в неделю), в год 64 занятия для первого года
обучения и 64 занятия для второго года обучения. Занятия проходят фронтально.
Наполняемость групп - 15 детей.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
К концу первого года обучения дети должны:
К знать цифры; уметь считать в пределах десяти;
понимать и уметь объяснять разницу между количественным и порядковым счетом; 
знать количественный состав чисел 2 и 3 из единиц;
уметь сравнивать предметы по размерам накладыванием, прикладыванием, измерением;
понимать, что такое условная мера, уметь самостоятельно измерять;
устанавливать ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте,
толщине);
ориентироваться от любого предмета в ограниченном пространстве: групповой комнате,
на площади стола, листе бумаги; знать особенности геометрических фигур (стороны,
углы), уметь группировать их по конкретным признакам: цвету, размеру и др.; 
знать и показывать дни недели по порядку;
понимать, из каких частей состоят сутки: утро, день, вечер, ночь.
Личностные результаты
К процессе реализации программы закладываются основы формирования таких
важнейших сторон личности дошкольников, как
 способность к организации собственной деятельности;





 умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение; уважительно
относиться к иному мнению;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного

интереса к окружающему миру и к математике, в частности, познавательная
активность и инициативность.
Метапредметные результаты
Содержание и построение программы дает возможность заниматься формированием
таких метапредметных результатов, как:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

 проговаривать последовательность действий на занятии;

 отличать, верно, выполненное задание от неверного;

 совместно с педагогом давать эмоциональную оценку собственной деятельности
на занятии.
Познавательные УУД:
 сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;



 составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);



 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

2. Учебный план
1 год обучения
№
Общее
В том числе
Практика
пп
Наименование темы кол-во часов Теория
1. Количество и счёт в
8
1
7
пределах 20
Геометрические
2. фигуры
4
1
3

Формы аттестации/
контроля
Устный опрос,
проверочное задание

3.

Величина

5

1

4

4.

Ориентировка во
времени
Ориентировка в
пространстве
Логические задачи

6

1

4

Устный опрос,
проверочное задание
Устный опрос,
проверочное задание
Проверочное задание

5

1

4

Графические диктанты

4

1

3

Решение логических
задач

32

6

25

5.
6.

Ито
го:

2 - ой год обучения
№
Тема
п/п
1
Инструктаж по
технике
безопасности.
2
Мониторинг

Кол-во
часов
1

1

Тема занятия
«Знакомство
логическими
задачами»

с

Форма
контроля
Индивидуальные
задания.
Индивидуальные
задания.

3

Игра – путешествие

2

3
5

Квест - игра
Дидактическая игра

3
3

6

Дидактическая игра

3

7

Занятие - игра

1

8

4

10
12

Занятие путешествие
Творческая
мастерская
Дидактическая игра
Деловая игра

13

Дидактическая игра

3

14

Дидактическая игра

2

15

Занятие - сюрприз

3

16

Деловая игра

2

Квест – игра

3
2

18

Занятие –
развлечение
Деловая игра

19

Дидактическая игра

2

20

2

23
24

Занятие путешествие
Дидактическая игра
Занятиесоревнование
Деловая игра
Дидактическая игра

25
26
27

Дидактическая игра
Квест - игра
Деловая игра

3
3
2

Итого

64

9

17

21
22

2
2
3

2

3
2
2
3

Опрос
Индивидуальные
задания.
Игровые задания

«Путешествие в
страну Логики»
«Соберем книжку»
«Какое слово
спряталось?»
«Четвертый
лишний»
Д.И. «Куда
спрятался
Динозаврик?»
«Путешествие на
Северный полюс»
«Волшебная
снежинка»
«Украсим елку»
«Бывает – не
бывает»
«Нарисуй по
описанию»
«Сходства и
различия»
«Путешествие
сказку
«Моя семья»

Игровые задания
Игровые и
практические задания
Игровые задания
Практические задания.
Групповые задания
Групповые задания
Игровые занятия

в

«Проделки Бабы –
Яги»
«Мы веселые
Всезнайки»
«Необычное в
обычном»
«Что? Зачем и
почему?»
«Космическое
путешествие»
«Собери слова»
«Решаем и
составляем ребусы»
«Реши задачи»»
«Составь слова по
картинкам»
«Помоги Незнайке»
«Черный ящик»
«Умники и
умницы»»

3. Содержание учебного плана

Практические задания.
Индивидуальная
работа.
Игровые задания.
Практические
задания
Практические задания.
Игровые задания
Игровые задания
Игровые задания
Практические задания.
Игровые задания
Практические задания.
Игровые задания
Игровые задания
Игровые задания
Игровые задания
Практические задания

4.1. Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Количество и счёт в пределах 10
Теория: Ознакомление с числами и цифрами от 6 до 10 на основе сравнения двух
множеств. Обучение счету с участием различных анализаторов. Ознакомление с
математическими знаками +, -, =, <,>. Различение количественного и порядкового
счёта.
Практика: Упражнения на закрепление чисел и цифр в пределах 5. Количественный
и порядковый счёт в пределах 10. Выполнение математических операций со знаками
+, -, =, <,>.
Тема 2. Геометрические фигуры
Теория: Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал.
Ознакомление с трапецией.
Практика: Упражнение на нахождение геометрических фигур в формах
окружающих предметов. Преобразование фигур (путём складывания, разрезания,
выкладывания из палочек).
Тема 3. Величина
Теория: Знакомство с основными величинами: длиной, шириной, высотой, толщиной.
Практика: Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке.
Сравнение
предметов по величине. Группировка.
Тема 4. Ориентировка во времени
Теория: Части суток. Времена года. Ознакомление с названиями дней недели, месяцев.
Практика: Упражнения на закрепление представлений о частях суток, временах года,
дней недели, месяцев.
Тема 5. Ориентировка в пространстве
Теория: Ознакомление с тетрадью в клетку. Работа на плоскости листа, отсчет клеток в
разных направлениях.
Практика: Упражнения на умение ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка в
тетради в клетку. Графические диктанты.
Тема 6. Логические задачи
Теория: Ознакомление с задачами на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, деление целого на части, составление из частей целого.
Практика: Решение задач на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, деление целого на части, составление из частей целого.

4.2. Содержание учебного плана второго года обучения
(занятия проходят в игровой форме)
Тема 1. Количество и счёт в пределах 20
Практика: Упражнения на закрепление чисел и цифр в пределах 15. Количественный и
порядковый счёт в пределах 20. Выполнение математических операций со знаками +, -, =,
<,>.
Тема 2. Геометрические фигуры
Теория: Геометрические формы и фигурами:
квадрат - куб, треугольник
конус, прямоугольник - параллелепипед, овал - сфера, трапеция - призма. Сравнение.
Углы.

Практика: Упражнение на нахождение геометрических фигур в форм окружающих
предметов. Преобразование фигур (путём складывания, разрезания, выкладывания из
палочек). Задание на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление
фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений
одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором
нужных частей из нескольких предложенных.

Тема 3. Величина
Теория: Знакомство с основными величинами: длиной, шириной, высотой, толщиной.
Определение размера сыпучих тел.
Практика: Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке. Сравнение
предметов по величине. Группировка. Взвешивание.
Тема 4. Ориентировка во времени
Теория: Части суток. Времена года. Ознакомление с названиями дней недели, месяцев.
Цикличность. Часы.
Практика: Упражнения на закрепление представлений о частях суток, временах года, дней
недели, месяцев.
Тема 5. Ориентировка в пространстве
Теория: Ознакомление с тетрадью в клетку. Работа на плоскости листа, отсчет клеток в
разных направлениях. Площадь,
Практика: Упражнения на умение ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка в тетради
в клетку. Графические диктанты.
Тема 6. Логические задачи
Практика:
Решение
задач
на
сравнение,
классификацию,
установление
последовательности событий, деление целого на части, составление из частей целого. Решение
ребусов и математических загадок. Создание рисунка-схемы, на основе своего

рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное

составление задач по
рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому
рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со
схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка-схемы.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и
различий, дидактические игры.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного
арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом
материале с определением закономерности следования элементов.
Задания на развитие мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических
рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, числе,
геометрических фигур по заданным условиям.

4. Система диагностики
Возможное
число
Уровень выраженности
Методы
Критерии
оцениваемого качества
баллов
диагностики
1. Теоретическая подготовка обучающегося

Показатели
(оцениваемые параметры)
Теоретические знания
по
основным разделам
учебнотематического плана
Соответствие
программы
теоретических
Цифры.
знаний
Разница между
обучающегося
количественным и
программным
порядковым счетом.
требованиям

Минимальный уровень —
обучающийся овладел менее
чем '/2 объема знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период

1

Средний уровень — объем
усвоенных знаний

2

Устный
опрос,

Количественный
состав
чисел из единиц в
пределах 5.
Условная мера.
Особенности
геометрических
фигур (стороны,
углы).
Дни недели. Части
суток:
утро, день, вечер,
ночь.
Владение
специальной
терминологией
«Больше», «меньше»,
«плюс», «минус»,
«равно».
Круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольник, овал,
трапеция. Сторона,
угол.

составляет
более 1/г
Высокий уровень — освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период

Минимальный уровень —
обучающийся, как правило,
избегает употреблять
специальные термины
Средний уровень —
сочетает
специальную терминологию
с
бытовой
Осмысленность Высокий уровень —
и правильность специальные термины
использования употребляет осознанно и в
специальной
полном соответствии с их
терминологии содержанием
2. Практическая подготовка обучающегося
Практические умения
Минимальный уровень —
и
обучающийся не может
навыки,
работать самостоятельно,
практически постоянно
предусмотренные
вынужден обращаться за
программой
помощью
Умение считать в
Средний уровень —
пределах
обучающийся иногда
десяти.
испытывает затруднения и
Умение
нуждается в помощи
ориентироваться от
педагога
любого предмета в
ограниченном
пространстве:
комнате, на площади
стола,
листе бумаги.
Умение группировать Соответствие
практических Высокий уровень геометрические
умений и
обучающийся успешно
фигуры по
навыков
применяет умения и навыки
конкретным
программным в
признакам:
цвету, размеру и др.
требованиям
самостоятельной работе

Проверочное
задание

3

1

2

3

Устный
опрос,
проверочное
задание

1

2

3

Наблюдение,
проверочное
задание,
графический
диктант,
решение
логических
задач

Для проведения диагностики используются следующие задания:
Задание №1. Выявление умений счёта.
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.
Задание №2. Выявление знания цифр.
Материал: набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку расположить цифры по порядку от 1 до
10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 3, 2, 6).

Задание №3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в
пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт.
Материал: на столе лежат в ряд муляжи овощей: картошка, огурец, помидор,
морковь, свёкла.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена
группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б), просит
посчитать по порядку.

Задание №4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: «Математический набор».
Инструкция: педагог предлагает ребёнку отсчитать 9 кружков, а потом обозначить это
количество цифрами.
Задание №5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал: «Математический набор».
Инструкция: педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 квадратов, а затем уменьшить число на
единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 7 треугольников, а потом
увеличить число на единицу.
Задание №6. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины, цвета.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку отложить круги, треугольники, прямоугольники,
квадраты и назвать все группы фигур.
Задание №7. Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению
длины.
Материал: пять полосок разной длины и цвета.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить полоски по порядку от самой длинной
до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
Задание №8. Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.
Задание №9. Выявление умения ориентироваться во времени, называть части суток.
Материал: картинки, на которых изображены разные части суток.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а
затем сказать, в какой временной отрезок, что происходило (утро, вечер, день, ночь);
назвать, какое сейчас время суток.
Оценка результатов:
Правильно выполнил задание – 3 балла;
Выполнил задание с помощью небольшой подсказки педагога – 2 балла;
Выполнил задание с помощью взрослого или со второй попытки – 1 балл.

5. Организационно-педагогические условия реализации программы
5.1. Кадровые условия
Кононова Скогарева Виктория Максимовна - педагог -психолог

5. 2. Материально-техническое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Кубики» реализуется на базе МБДОУ –
детский сад № 347. Для занятий оборудован отдельный кабинет площадью 9,9 кв. м.,
оснащенный столами и стульями для детей дошкольного возраста, шкафами с
отделениями для хранения литературы, методических, раздаточных и других
материалов. В кабинете имеются технические средства обучения: интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение программы
В ходе реализации программы широко используются дидактические игры:
«Числовой ряд», «Назови число», «Разложи на две тарелочки», «Расставь на две
полки», «Засели жильцов», «Дополни до ...», «Чудесный мешочек», «Найди и
назови», «Пифагор», «Поиграем», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»,
«Найди игрушку», «Нарисуй картинку», «Футбол», «Помоги паучку», «Расставь
по порядку», «Какая картинка на столе», «Найди ошибку», «Какая фигура
следующая», «Составь картинку», «Дорисуй», «Лабиринты», «Пентамино»,
«Составь цепочку из 3-х кусочков» и др.
Кроме того, в ходе занятий используются счётные палочки, раздаточный
материал, мелкий счётный материал, карточки с картинками, карточки с
примерами, схемы, карточки для самостоятельных работ, полоски бумаги,
линейки, сантиметровая лента, ведёрко, банки (1 л., 0,5 л.), весы, учебные часы,
календарь, песочные часы, календарь природы, создана база игровых
развивающих заданий.
Методическое обеспечение программы
Математическое развитие детей осуществляется по следующим
разделам:
1. Ознакомление с числом и обучение счёту.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка в пространстве.
5. Ориентировка во времени.
6. Логические задачи.
На занятиях используются словесный, наглядный, проблемно-поисковый
методы обучения, а также метод практических заданий.
В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые
упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительномоторной координации, а также на закрепление математических понятий.
Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет
маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических
категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и
активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в
определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и
дидактический принцип развивающего обучения. Занятия проводятся

фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с
учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5.3. Перечень интернет - ресурсов
Информационные интернет-ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей

https://urok.1sept.ru/

2. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru
5. Воспитание детей дошкольного возраста. http://doshvozrast.ru/
6. Математические игры для детей https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
7. Развивающие игры, задания, упражнения для детей https://iqsha.ru/uprazhneniya
8. Детский портал "Чудо Юдо" https://chudo-udo.info/
9. Развитие ребенка http://www.razvitierebenka.com/
10. ПочемуЧка https://pochemu4ka.ru/index/0-439

6. Перечень информационного обеспечения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
66
67
68
69

100 развивающих заданий для малышей. Книга полезных упражнений.
6+
30 занятий для успешной подготовки к школе.
А-класс. Первоклассные упражнения. Логика. 5-6 лет
Андреева. Нескучная математика для детей от 7 лет.
Бортникова. Развиваем внимание и логическое мышление. 4-5 лет
Бортникова. Развиваем внимание и логическое мышление. 4-6 лет
Бортникова. Развиваем математические способности. 3-4 лет.
Бортникова. Учимся читать. Часть 1 и 2.
Буквы и звуки. Учимся за 30 занятий.
Величина (высота, длина, объем, масса).
Вся дошкольная программа. Чтение.
Гордиенко. Развиваем логику. 4-5 лет.
Готовимся к школе. Развиваем мышление и логику. 5+
Дмитриева. Тренажер по чтению.
Дмитриева. Развиваем логику за 30 занятий.
Дошкольный тренажер. Прописи. Математика. 6-7 лет
Жукова О. Ушарик готовится к школе.
Жукова О. Тренируем навыки чтения.
Зак. Интеллектика. Тетрадь для развития мыслительных способностей.
Часть 1.
Зак. Интеллектика. Тетрадь для развития мыслительных способностей.
Часть 2.
Изд-во Солнечные ступеньки. Упражнения на развитие внимания,
памяти, мышления (часть 1), 5-6 лет.
Изд-во Стрекоза. Логика. Лабиринты и схемы.
Изд-во Стрекоза. Математика. Подготовка к школе.
Ишимова, Сабельникова. Чтение.
Ишимова. Чтение. Читаю словами.
Кац. Времена года. 4-6 лет.
Кац. Математика вприпрыжку. 4-6 лет.
Кац. Необычная математика. 5-6 лет
Кац. Необычная математика. 6-7 лет.
Колесникова. От А до Я. 5-6 лет.
Колесникова. Я решаю логические задачи. 5-7 лет
Колесникова. Я считаю до пяти. Математика для детей. 4-5 лет.
Крупенчук. 300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но
еще не читают.
Курпатов. Тренируй свой мозг.
Курпатов. Нейротренажер.
Курпатов. Нейрозарядка.

Курпатов. Сделай свой мозг счастливым.
Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. 0 класс.
Моя первая пропись. 30 занятий для развития ребенка.
Нейропрописи для тренировки мозга. Большие прописи.
Нейротетрадь. Сборник упражнений для комплексного развития
интеллекта.
75 Оранжевый котенок. Развиваем интеллект. 6+
76 От рождения до школы. Математика. Большая рабочая тетрадь. 5-6 лет.
77 От рождения до школы. Прописи. Большая рабочая тетрадь. 5-6 лет.
78 От рождения до школы. Развитие речи. Большая рабочая тетрадь. 5-6
лет.
79 От рождения до школы. Уроки грамоты. Большая рабочая тетрадь. 5-6
лет.
80 Подрезова. Школа умелого карандаша. 0+
81 Пониматика. 6-7 лет
82 Праведникова Нейропсихология. Игры и упражнения.
83 Программа «Непоседа». Знакомлюсь с буквами.
84 Программа «Непоседа». Читаю сам.
85 Программа: От рождения до школы. Математика для дошкольников. 6+
86 Программа: От рождения до школы. Прописи для дошкольников. 6+
87 Программа: От рождения до школы. Развитие речи у дошкольников. 6+
88 Программа: От рождения до школы. Уроки грамоты для дошкольников.
6+
89 Пылаева, Ахутина. Путешествие с Бимом и Бомом.
90 Пылаева, Ахутина. Школа внимания.
91 Рязанцева. Шифровки. Логика и внимание.
92 Савенков. Развитие логического мышления. 6-7 лет
93 Савенков. Развитие логического мышления. 7-8 лет
94 Свичкарёва Л. IT-Азбука для детей. 7+
95 Свичкарёва Л. Развиваем пространственное мышление и навык счета.
5+
96 Свичкарёва Л. Развиваем пространственное мышление и навык счёта.
6+
97 Свичкарёва Л. Учим буквы с монстриками.
98 Свичкарёва Л. Учим цифры с монстриками.
99 Свичкарёва Л. Ушки на макушке.
100 Серия «Умный малыш». ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
101 Серия «Умный малыш». НАЙДИ, ЧТО НЕ ПОДХОДИТ.
102 Серия «Умный малыш». ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.
33 Серия «Умный малыш». УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
34 Серия «Умный малыш». ЦИФРЫ.
35 Сычева. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. 6-7 лет.
36 Сычева. Формирование элементарных математических представлений.
70
71
72
73
74

20

37
38
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

4-5 лет
Сычева. Формирование элементарных математических представлений.
5-6 лет
Ткаченко. Логические упражнения для развития речи.
Тренажер по математике. (на картинке ежик и птичка)
Тренажер по развитию мелкой моторики. (лиса и мышь на обложке)
Узорова, Нефедова. Быстро учимся считать от 1 до 10.
Узорова, Нефедова. Нейропрописи. Зарядка для мозга.
Формирование математических представлений. 4-5 лет (ФГОС дошк-го
обр-я)
Федиенко. Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов.
Шевелев. Готовимся к коле. 5-6 лет
Шевелев. Готовимся к школе. 6-7 лет
Шевелев. Графические диктанты и упражнения.
Школа для дошколят. Внимание, память, логика. 6-7 лет
Школа для дошколят. Изучаем буквы. 4-5 лет
Школа для дошколят. Математика. Проверяем готовность к школе. 6-7
лет
Школа для дошколят. Математика. Учебное пособие. 6-7 лет.
Школа для дошколят. Развиваем внимание. 6-7 лет
Школа для дошколят. Развиваем логику. 6-7 лет
Школа для дошколят. Развиваем математические способности. 6-7 лет.
Школа для дошколят. Развиваем память. 6-7 лет
Школа для дошколят. Тренажер математический. 6-7 лет
Школа для дошколят. Тренажер. Внимание. Память. Мышление. 6-7 лет
Школа для дошколят. Учимся решать задачи. 6-7 лет
Школа для дошколят. Чтение. Учебное пособие. 6-7 лет.
Школа дошколят. Логика. 5-7 лет
Школа дошколят. Мышление. 5-7 лет
Школа дошколят. Рабочая тетрадь. Готовим руку. 5-7 лет
Школа дошколят. Счёт. 5-7 лет
Школа дошколят. Тесты. 5-7 лет
Экспресс-курсы. Интеллектуальный тренинг. Уровень 1. (4-8 лет)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».