Дополнительная-общеразвивающая-программа-Обучение-вокальному-пению-для-детей-4-7-лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Подписан: Ивлиева Любовь
Александровна
DN: C=RU, OU=Заведующий,
O="МБДОУ ""Детский сад ""
Медвежонок""", CN=Ивлиева
Любовь Александровна,
E=ds111@city.tambov.gov.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Дата: 2022-08-31 14:16:08

«Детский сад «Медвежонок»

Принята:
заседанием педагогического совета
от «31» августа 2022 г. № 1

Утверждена:
Заведующий МБДОУ «Детский сад
«Медвежонок»
___________Л.А.Ивлиева
Приказ от «31» августа 2022г № 115

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Обучение вокальному пению»

Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Авторы-составители:
Кожевникова Н.Б.,
музыкальный руководитель
Тамбов, 2022

Содержание программы
1.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

1.1.

Пояснительная записка

стр. 2

1.2.

Цель и задачи программы

стр. 2-6

1.3.

Учебный план дополнительной общеразвивающей
программы «Обучение вокальному пению»

стр. 6

1.4.

Планируемые результаты

стр. 6-7

2.

«Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1.

Календарно – тематическое планирование дополнительной
общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

стр. 7-22

2.2.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Обучение вокальному пению»

стр. 22-23

2.3.

Условия реализации программы

стр. 23-24

2.4.

Формы аттестации

стр. 24

2.5.

Оценочные материалы

стр. 25

2.6.

Методические материалы

стр. 25-26

2.7.

Список литературы

стр. 27

1

1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы «Обучение вокальному пению»
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Обучение вокальному пению» - дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста художественной направленности по овладению
воспитанниками
вокальными
данными,
творческими
способностями,
исполнительским мастерством.
Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение вокальному
пению» составлена с учетом требований, установленных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №
28), действующие с 1 января 2021 года и до 2027 года.
Дополнительная общеразвивающая программа определяет содержание и
организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней старшей и
подготовительной групп. Направлена на формирование и развитие творческих
способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных
потребностей детей
в художественно-эстетическом; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а
также лиц, проявивших выдающиеся способности.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития и формирования певческой
культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей
в условиях дополнительного образования в ДОУ.
1.Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное,
народное, академическое пение.
2. Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных,
слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной
реализации своих творческих возможностей.
3. Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и
актерского мастерства.
2. Развивающие задачи

2

1. Развитие певческих навыков ребенка (дыхания, звукообразования, дикции)
2. Развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового
представления).
3. Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение
индивидуальности природного типа детского голоса.
3. Воспитательные задачи
1. Приобщение ребёнка к культурным традициям вокального музыкального
искусства.
2. Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике
работать с микрофоном под минусовую фонограмму.
3.Формирование
у
воспитанников
культуры
общения,
желания
преодолевать психологические комплексы благодаря
концертной практике
и повышения самооценки.
Актуальность, педагогическая целесообразность
За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и
раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный
возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка.
Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка,
становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость
музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают
различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха
и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Спланированная деятельность
дополнительной
общеразвивающей услуги
«Обучение вокальному пению» позволит воспитанникам
развить
вокальные
данные,
что
позволит раскрыть
творческие
певческие
способности
для
последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.
Отличительные особенности программы
Новизна
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Обучение
вокальному пению» заключается в том, что она основана на модульной технологии
обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный
процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с
учетом возрастных
и
индивидуальных особенностей воспитанников. А
также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся.
В образовательном процессе программы используются инновационные технологии:
групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии .
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения
певческими навыками, так и действие в микрогруппах – дуэт, трио, квартет,
ансамбль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей
дошкольного возраста 4-7 лет.
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие

3

медицинских противопоказаний).
Сроки реализации программы
Образовательная деятельность рассчитана на 3 года.
Первый - для детей 4-5 лет, второй - для детей 5-6 лет, третий – для детей 6-7
лет.
1 год обучения: 36 часов в год,
2 год обучения: 36 часов в год,
3 год обучения: 36 часов в год.
Форма организация деятельности -подгрупповая
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с
учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников
одного возраста, являющиеся ансамблем. Состав группы переменный.
Режим занятий: один раз в неделю, продолжительность – 20 – 30 минут, 4
раза в месяц, 36 часов в год.
Место проведения – музыкальный зал ДОУ.
Программа включает подразделы:



восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;

 песенное творчество;

певческая установка;

певческие
навыки
(артикуляция,
слуховые
навыки;
певческое
дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции; навыки эмоциональновыразительного исполнения)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков
у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над
чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных
звуков.
Навык артикуляции включает:

выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

умение найти близкую или высокую позицию, которая
контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области
«маски»;

умение максимально растягивать гласные и очень коротко
произносить согласные в разном ритме и темпе.
К слуховым навыкам можно отнести:
 слуховой самоконтроль;
 слуховое внимание;
 дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
 представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую
технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
4

 короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
 опора дыхания
— пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо
задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
 спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
С целью выработки навыка выразительной дикции можно использовать
скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по
полутонам.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкальноэстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни). Он достигается:

выразительностью мимики лица;
 выражением глаз;

выразительностью движения и жестов;

тембровой окраской голоса:

динамическими оттенками и особенностью фразировки;

наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
значение.
Структура специально организованного певческого занятия детей 4-5 лет.
1.
Восприятие музыки (2 минуты) - прослушивание музыкального
произведения.
2.
Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (5
минут) –
распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.
3.
Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения
для нахождения интонации.
4.
Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
5.
Работа над песней. (10 минут) – разбор текста песни, разучивание
музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная
гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с
микрофоном.
Структура специально организованного певческого занятия детей 5-7 лет.
1. Восприятие музыки (2 - 3 минуты) - прослушивание музыкального произведения.
2. Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (8-9
минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования,
дикции.
3. Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения
для нахождения интонации.
4. Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
5. Работа над песней. (12-15 минут) – разбор текста песни, разучивание
музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами,
5

артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под
фонограмму с микрофоном.
1.3. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Обучение вокальному пению»
Возрастная
группа

Количество
занятий в неделю

Количество
занятий в
год
36

4-5 лет

1 раз в неделю

5-6 лет

1 раз в неделю

36

6-7 лет

1 раз в неделю

36

1.4. Планируемые результаты
1 год обучения.
По окончании первого года обучения:

у детей появится интерес к музыкальной культуре и к вокальному
пению;

дети научатся правильно пользоваться певческим дыханием;

дети будут использовать активную артикуляцию, следить за чистотой
интонации;

правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

у детей развивается музыкальный слух и умение владения
голосом;
 разовьётся умение работать в коллективе.
2 год обучения.
По окончании второго года обучения дети:







будут иметь представление о певческой установке, дыхании, дикции,
будут уметь правильно пользоваться певческим дыханием, пользоваться
правильной постановкой корпуса при пении.
будут уметь петь вокальные произведения в диапазоне (ре – до 2), овладеют
дикцией в народном, эстрадном пении
получат навыки работы с микрофоном, фонограммой без голоса (минус)
будет сформирована устойчивая потребность к исполнению песен,
художественному воплощению музыкального образа произведения.
будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества любви к
народной и современной музыке.
3 год обучения.
По окончании третьего года обучения дети:
6

 проявляют устойчивый интерес к вокальному творчеству;
 способны повторить мелодию; анализировать предлагаемый текст
музыкального произведения;
 способны различать части в музыкальном произведении (отличать
куплет от припева).
 овладели навыками правильного дыхания, делают спокойный ровный вдох и
выдох, поют короткие фразы и попевки на одном дыхании; поют по
требованию педагога легко, мягко, нежно, отрывисто.
 демонстрируют понимание правил поведения на сцене.
 способны самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с
целью сообщения информации о продукте своей творческой
деятельности;
 способны к эмоциональному реагированию и отклику на музыкальное
произведение или его фрагмент;
 способны выражать свое личное эмоциональное отношение к событиям
нашедшим свое отражение в песне, музыке.
2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации
дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному
пению»

Практическое

Комбинирова
нное

Теорети
ческое

2.1. Календарно-тематическое планирование
дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному
пению»
1 год обучения:
№
Месяц Число Форм Кол
Тема занятия
Место
Форма
п/п
а
– во
проведения
контрол
занят часо
я
ия
в
1. сентябрь
1
Вводное занятие.
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
2. сентябрь
1
Диагностика
музыкальный Педагогич
певческого
зал
е ское
голоса,
наблюдени
индивидуальных
е
способностей
воспитанников
3. сентябрь
1
Певческая
музыкальный Педагогич
установка.
зал
е ское
Посадка певца,
наблюдени
положение
е
корпуса, головы.
Навыки
пения
сидя и стоя.

7

5.

октябрь

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

октябрь

9.

ноябрь

10

ноябрь

Комбинированн
ое

сентябрь

1

1

Практическое

1

Комбинирован
ное

1

Комбиниро Практическое
ванное

1

Комбиниров
анное

Практическое

4.

1

1

Певческое
дыхание.
Дыхание перед
началом пения.
Одновременный
вдох и начало
пения.
Различные
характеры
дыхания перед
началом пения в
зависимости от
характера
исполняемого
произведения:
медленное,
быстрое. Смена
дыхания в
процессе пения.
Музыкальный
звук. Высота
звука. Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.
Естественный
свободный звук
без крика и
напряжения.
Мягкая атака
звука.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Округление
музыкальный Педагогич
гласных.
зал
е ское
Способы их
наблюдени
формирования в
е
различных
регистрах .
Работа
над музыкальный Педагогич
дикцией
и
зал
е ское
артикуляцией.
наблюдени
е
Развитие
согласованности
артикуляционны
х органов.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

8

1

Пение
артикуляционны
х упражнений

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

Формирование
чувства ансамбля.
Выработка
активного
унисона,
устойчивое
интонирование
одноголосного
пения при
сложном
аккомпанементе.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

Ансамбль.
Унисон. Пение
одноголосия при
сложном
аккомпанементе.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

Формирование
сценической
культуры.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

Работа с
фонограммой.
Обучение
ребенка
пользованию
фонограммой в
соответствующе
м темпе.
Работа с
фонограммой.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Певческое
дыхание. Смена
дыхания в
процессе пения.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Практическое

11. ноябрь

14. декабрь

Практическое

13. декабрь

Практическое

Практическое

12. ноябрь

17

январь

Практичес
кое

16. декабрь

1

Практическое

Практическое

15. декабрь

1

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

9

21. февраль

22. февраль

23. февраль

24. февраль

Практическое
комбиниро
ванное
Практическое

20. январь

1

1

Практич
еское

январь

1

Комбинирова
нное

19

1

1

Комбинир
ованное

январь

1

Практическое

18

1

25. март

Практическое

1

Различные
приёмы дыхания
(короткое и
активное в
быстрых
произведениях,
более спокойное)
Цезуры,
знакомство с
навыками
«цепного
дыхания»
Звуковедение и
чистота
интонирования.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Штрихи нон
легато и легато.
Пение нон
легато и легато.
Диапазон
звучания
детского голоса.
Упражнения для
развития
диапазона.
Работа над
ровным
звучанием во
всем диапазоне
детского голоса.
Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования в
разучиваемых
песнях.
Дикция и
артикуляция.
Работа над
особенностям
и
произношени
я при пении.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е
музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

10

март

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

27. март

Комбиниров
анное

Практическое

26

Напевность
гласных, быстрое
и четкое
проговаривание
согласных

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

1

Формирование
чувства
ансамбля.
Выработка
ритмической
устойчивости в
умеренных
темпах при
соотношении
простейших
длительностей.
Интонирование
произведений в
более быстрых и
медленных
темпах с более
сложным
ритмическим
рисунком
(шестнадцатые,
пунктирный
ритм).
Пение под
фонограмму.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Формирование
сценической
культуры. Работа
с фонограммой.
Пение под
фонограмму.

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Практическое

28. март

1

29. апрель

Практическое

1

30. апрель

31

апрель

Практическое

Практич
еское

1

1

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

11

музыкальный Концертна
зал
я
деятельнос
ть

Практическое

1

Развитие
артистических
способностей
детей, их умения
согласовать
пение с
ритмическими
движениями.
Работа над
выразительным
исполнением
песни и
созданием
сценического
образа.
Генеральная
репетиция к
отчётному
концерту.

Комбинирова
нное

32. апрель

1

Выступление на
отчётном
концерте.

музыкальный Концертна
зал
я
деятельнос
ть

1

Итоговое занятие.
Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальных
способностей
воспитанников

музыкальный Педагогич
зал
е ское
наблюдени
е

Практическое

1

май

Практическое

33

34. май

35. май

Практическое

36. май

1

музыкальный Концертна
зал
я
деятельнос
ть

музыкальный Концертна
зал
я
деятельнос
ть

2 год обучения:
№
Месяц
п/п

1.

сентябрь

Число

Форм
а
занят
ия

Кол
– во
часов

Теорети
ческое

36 часов.

1

Тема занятия

Вводное занятие.

Место
проведения

Форма
контроля

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

12

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

октябрь

9.

ноябрь

Комбинирова
нное

октябрь

Практич
еское

5.

Практич
еское

сентябрь

1

1

1

Голосовой
аппарат.
Речевой
аппарат.
Речевой аппарат.
Речевые
упражнения.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Комбиниро
ванное

4.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Практическо
е

сентябрь

Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальных
способностей
воспитанников
Певческая
установка.

1

Основы
певческого
дыхания.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Овладение
простыми
навыками по
формированию
певческого
дыхания.
Распевки.
Овладение
простыми
навыками по
формированию
певческого
дыхания.
Распевки.
Упражнения на
формирование
вокальнопевческих
навыков Работа
над певческим
дыханием.
Распевки..

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Практическое

3.

1

Практическое

сентябрь

1

1

Комбинирован ное

2.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

13

Комбиниро
ванное

10. ноябрь

11. ноябрь

1

13. декабрь

14. декабрь

1

Интонирование.
Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Упражнения для
расширения
диапазона.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Упражнения для
расширения
диапазона.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Пение и
определение
интервалов в
распевах,
направление
звучания вверх и
вниз.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Пение
интервалов в
мелодических и
гармонических
ступенях.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Работа над
чистотой
интонирования в
репертуарном
произведении.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

Практическое

ноябрь

Практичес
кое

12

Практичес
кое

Практическое

1

январь

Практичес
кое

17

Практическое

Практическое

15. декабрь

16. декабрь

Дикция
и музыкальный Педагогиче
артикуляция.
зал
ское наблюдени
Значение
е
гласных и
согласных звуков
в пении.
Скороговорки.
музыкальный Педагогиче
Пение
зал
ское наблюдени
технических
е
упражнений в
подвижном
темпе.
Скороговорки
речевые и
музыкальные.

14

1

Работа над
произведением.
Подбор
произведения
(репертуарная
песня) Разбор
текста песни.
Выработка
чёткой дикции
и артикуляции.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Динамика звука
оттенки, штрихи.
Отработка
голосоведения,
динамических
оттенков.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

Практичес
кое

1

Прослушивание
и разбор
произведения.
.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

Комбинир
ованное

1

Звукообразовани
е и дыхание.
Взаимосвязь
звука и дыхания

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Регистры голоса.
Тембровая
окраска голоса.
Упражнения.
Работа над
качеством
тембра голоса
при пении.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Работа над
качеством тембра
голоса при пении
на средних
примарных
тонах.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Развитие
внутреннего
слуха.
Выравнивание
регистровых
порогов.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

комбинирова нное

18. январь

Практическое

19. январь

январь

21

февраль

22

февраль

Практиче ское

20

Практическое

23. февраль

Практическое

24. февраль

15

о
е

1

1

Практиче ское

26. март

б
ю
д
ж
е
т
н
о
е

Комбиниров
анное

25. март

март

29

апрель

1

1

Практическое

28

Практическое

27. март

д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
е

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Практич
еское

33. май

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Практичес
кое

апрель

Разучивание
хореографически
х элементов при
пении
репертуарной
песни.
Репетиционная
работа.
Разучивание
хореографически
х элементов при
пении
репертуарной
песни.
Пение под
фонограмму с
ритмическими
движениями.
Репетиционна
я работа.

Практич
ес кое

32

Знакомство
с музыкальный Педагогиче
микрофоном. Виды
зал
ское
микрофонов.
наблюдени е
Работа
с
микрофонами
разных типов.

1

1

Репетиционна
я работа.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Генеральна
я репетиция
к отчётному
концерту.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Генеральна
я репетиция
к отчётному
концерту.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Практич
еское

31. апрель

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Практическое

30. апрель

о
б
р
а
з
о
в

Понятие
«сценический
образ»,
«мимика».

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

16

май

Комбинирова
нное

34

Выступление
на отчётном
концерте.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

1

Итоговое
занятие.
Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальны
х способностей
воспитанников
Итоговое
занятие.
Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальны
х способностей
воспитанников

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Практическое

35. май

1

36. май

Практическое

1

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдени е

Итого: 36 часов.
3 год обучения:

2.

сентябрь

3.

сентябрь

4.

сентябрь

Кол
– во
часов

Вводное занятие.
Стили вокала.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальных
способностей
воспитанников
Певческая
установка.
Охрана и гигиена
голоса певца
Голосовой
аппарат – как всё
устроено.
Речевой аппарат.
Скороговорки.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

Теорети
ческое

сентябрь

Форм
а
занят
ия

1

Комбинирова
нное

1.

Число

1

Практич
еское

Месяц

1

Комбинир
ованное

№
п/п

1

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е
музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

17

6.

октябрь

7

октябрь

8.

октябрь

9

ноябрь

10

ноябрь

Практич
еское

октябрь

1

Основы
певческого
дыхания.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Упражнения на
дыхание. Легкий
и глубокий вдох.
Овладение
простыми
навыками
по
формированию
певческого
дыхания.
Основы
правильного
диафрагмального
дыхания при
извлечении
звука. Распевки.

музыкальный Педагогиче
зал
ское наблюдени
е

1

Дыхание и его
роль в
саморегуляции.
Упражнения на
формирование
вокальнопевческих
навыков. Смена
дыхания в
процессе пения.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Дикция
и
артикуляция.
Значение
гласных
и
согласных звуков
в пении.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Разогрев
артикуляционног
о аппарата.
Позиционное
положение рта.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Скороговорки.
Распевки: на
одной ноте
скороговорок.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Практическое

11. ноябрь

Комбинирова
нное

Комбинир
ованное

Комбинированное

Практическое

Практическое

5.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

18

15. декабрь

декабрь

17

январь

Практическое
Практическое

1
Пение
технических
упражнений в
подвижном
темпе.
1

1

1

1

1

18. январь

Практическое

Практическое

16

Практичес
кое

14. декабрь

Практическое

13. декабрь

Практическое

12. ноябрь

1

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Упражнение на
тренировку
голосового
аппарата.
Исполнительские
навыки и
приёмы.
Техника губ и
языка.
Скороговорки
речевые и
музыкальные.
Интонирование.
Интонационные
упражнения.
Работа
над
звуковедением
и
чистотой
интонирования.
Пение легато и
стаккато,
глиссандо.
Работа над
ровным
звучанием во
всём диапазоне.
Работа над
ровным
звучанием во
всём диапазоне.
Понятие
кантилена,
примарная зона.
Расширение
диапазона.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Изучение
вокализа.
Короткий и
длинный вдох.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение
музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

19

20. январь

Пение и
определение
интервалов в
распевах,
направление
звучания вверх и
вниз.
Контрастная
динамика в
музыке –
forte, piano.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Работа над
чистотой
интонирования в
пении. Подбор
произведений
Выработка
чёткой дикции и
артикуляции.
Динамика звука
оттенки, штрихи
Выработка
мягкого
звучного piano,
энергичного не
резкого forte на
примерах
распевок.
Отработка
голосоведения,
динамических
оттенков и цезур.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Прослушивание
и разбор
произведения.
Взаимосвязь
звука и дыхания.
Вокально –
хоровая работа
над
звуковедением и
дыханием.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Раскрытие слова
- фонограмма.
Слушание видов
фонограмм.
Пение под
фонограмму.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Практическое

1

1

Практическое

19. январь

21. февраль

Практичес кое

1

февраль

23

февраль

24

февраль

1

ое

Комбин
ированн

Практичес кое

Практическое

22

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

20

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Практическое

1

Регистры
голоса. Грудной
регистр.
Тембровая
окраска голоса.
Упражнения.
Работа над
качеством
тембра голоса
при пении на
средних
примарных
тонах.
Пение с
закрытым ртом.
Развитие
внутреннего
слуха.

Комбинированное

март

1

Понятие
«сценический
образ»,
«мимика».
Упражнения
перед зеркалом.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Раскрытие
понятия
«пластическое
пение». Вокальн
ые упражнения.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Знакомство с
микрофоном.
Виды
микрофонов.Р
абота с
микрофонами
разных типов.
Пение под
фонограмму с
мокрофоном.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

Репетиционная
работа. Пение
под
фонограмму с
ритмическими
движениями.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

1

26. март

март

28

март

29

март

30

апрель

Практическое

Практич еское

27

Практическое

Практическое

25

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

21

апрель

1

34

май

35. май

май

1

1

1

1

1

Практическое

36

Практич
еское

май

Комбинирова
нное

33

Практическое

32. апрель

Практическое

Практич
еское

31

Костюм и его
роль в создания
сценического
образа.
Артистичность,
костюм.
Грим как
инструмент
подчеркивающий
образ
исполнителя.
Правила
нанесение грима.
Генеральная
репетиция к
отчётному
концерту.
Выступление на
отчётном
концерте.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

Диагностика
певческого
голоса,
индивидуальных
способностей
воспитанников
Итоговое
занятие.

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

музыкальный Концертная
зал
деятельность

музыкальный Концертная
зал
деятельность

музыкальный Концертная
зал
деятельность

музыкальный Педагогиче
зал
ское
наблюдение

36 часов
2.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Обучение
вокальному пению»
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий.
Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Развитие музыкальной памяти.
22

Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий.
Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных
музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без
него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во
время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с
основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над
дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная, концерт, конкурс.
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Оснащение музыкального зала
Технические средства музыкального зала:
1. Музыкальный центр «LG»
2. Фортепиано
«Ritmuller» 3.
Нетбук
«Lenovo»
4. Микрофоны
5. CD и DVD диски
В детском саду имеется костюмерная, наполненная различным музыкальным
оборудованием, костюмами для выступлений детей.

23

Музыкальные инструменты
№

Название музыкальных инструментов

п/п

Количест
во (шт.)

1.

Ксилофоны

2

2.

Металлофоны

2

3.

Палочки деревянные

10

4.

Бубны (большие)

2

5.

Бубны маленькие

3

6

Бубенцы

8

7.

Румба

2

8.

Маракасы большие

4

9.

Ложки деревянные

20

10. Треугольники

2

11. Бубенцы на подставке

3

12. Колокольчики диатонические

1

13. Погремушки

20

14. Кастаньеты

2

15. Трещотки

2

16. Рубель

1

17. Колотушка

1
2.4. Формы аттестации

Педагогический контроль и оценка подготовленности детей являются
важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения
Для получения объективной информации планируется
использовать следующие виды контроля:
- входной - проводится в начале года по
программе,
предусматривает
изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение,
беседа).(сентябрь)
-текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для
определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке
действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце года по программе с целью определения
качества усвоения программного материала ( май)
Сроки проведения аттестации: сентябрь, май

24

2.5 Оценочные материалы
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится по нескольким показателям методом
наблюдения, результаты регистрируются в таблице наблюдения, где каждому
показателю музыкальных способностей обучающегося присваивается уровень
начальный, средний или высокий в зависимости от способностей обучающегося
на разных этапах освоения программы

Работа с микрофоном

Поведение на сцене

Развитие речи

Эмоциональность

Артистичность

Муз –ритмические
движения

Чувство ритма

Пользуется вок.
дыханием

Сила и громкость
голоса

Голосоведение

Интонирование

Показатели

Музыкальная память

Вид
контр
оля

Музыкальный слух

ФИО
воспитанн
ика

Вход
ной
Итого
вый
0 - не справляется с заданием
Н- (низкий) - справляется с помощью педагога
С- (средний) - справляется с частичной помощью педагога
В- (высокий) - справляется самостоятельно
2.6. Методически материалы
№ Методическая литература
п/п
1. «Музыка и чудеса» Музыкальнодвигательные фантазии.

2.

«Музыка, движение, фантазия»
Методическое пособие для
музыкальных руководителей.
Серия «Из опыта педагога».

Выходные данные
И.М. Каплунова, И.А.
Новоскольцева/ Издательство
«Композитор»/
Санкт-Петербург, 2000 г.
Автор-составитель О.А.
Вайнфельд,
Музыкальная обработка
А.А. Талдыкин/
Издательство «Детствопресс» /
Санкт-Петербург, 2002 г.

25

3.

4.

5.
6.

7.

«Русская народная песня для
детей» В помощь музыкальным
работникам дошкольных
образовательных учреждений,
учителям пения начальной и
средней школы.
«Речевые, ритмические и релаксационные игры для
дошкольников»
«Вокально-хоровая работа в
детском саду».

Главный редактор С. Д.
Ермолаев, редактор В. М.
Нищев, составитель К.Л.
Обухова /
Издательство «Детство-пресс», 2012г.

«Развитие ребенка в музыкальной
деятельности».
Обзор программ
дошкольного образования.
«Секреты музыкального
воспитания дошкольников»
Музыкальный сборник, издание
второе. Методические
рекомендации, ноты и тексты
детских песен, сценарии
музыкальных игр, оркестр для
малышей.
«Программа обучения и
воспитания в детском саду».
Издание 2-е, исправленное и
дополненное.

М.Б. Зацепина / Москва,
ТЦ Сфера, 2010г.

Л.И. Зайцева /
Издательство «Детство пресс» / СанктПетербург,
2013 г. / Издательство
М.
Ю. Картушина
«Скрипторий 2003» / Москва, 2010г.

Е.А. Гомонова / 2-е изд.,
Издательство BAKO /
Москва, 2016 г.

М.А. Васильева, В.В.
Гербова, Т.С. Комарова /
Издание 2-е,
Издательство «МозаикаСинтез» / Москва, 2005
г.
М.В.
Анисимова /
9. «Музыка здоровья»/ Программа
музыкального
здоровьесбере- Издательство «ТЦ
гающего развития.
Сфера» / Москва, 2014
г. Советский
10. Абелян Л.М. Как рыжик
М.:
научился петь.
композитор, 1989. – 33 с.
Составитель С.И.Мерзлякова
11. Учите детей петь. Песни и
М.: Сфера, 2014
упражнения для развития
голоса у детей 5-6 лет
– 144 с.
12. Учите детей петь. Песни и упСоставитель С.И.Мерзлякова
ражнения для развития голоса у
М.: Сфера, 2014
детей 6-7 лет
–
Просвещение, 1987. –
143 с.
Аудио материалы (CD)
 «Музыка и чудеса». Музыкально-двигательные фантазии.
И.М. Каплунова,
И.А. Новоскольцева/ Издательство «Композитор»/ Санкт-Петербург, 2000 г.
8.

 «Музыкальное сопровождение к речевым, ритмическим и релаксационным
играм для дошкольников» Зайцева Л.И. / Издательство «Детство-пресс»
/ Санкт-Петербург, 2013 г. 

 «Русская народная песня для детей» Аранжировщик и исполнитель музыкальных записей на CD К.Л. Обухова / Издательство «Детство -пресс» / СанктПетербург, 2012 г. 


26

2.7. Список литературы
1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
2. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. – М.: Сфера, 2014.
3. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014.
4. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. – М.: Сфера, 2014.
5. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС,
2000.
9. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер»,1998.
10. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
11. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
12. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. —
М..
13. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.:
Лань,1999.
14. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и
голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
15. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6
лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».