1. Общие положения
1.
Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования
(далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы
оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детском саду № 347 (далее - МБДОУ), ее
организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур
контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие
в оценке качества образования.
2.
Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка
проведения самообследования в образовательной организации».
Приказа Минобрнауки от 14.12.2017 года «О внесении изменений в
порядок
проведения
самообследования
образовательной
организации,
утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации
от 14 июня 2013 г. n 462».
Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию» (с изменениями и дополнениями от 06.05.2022).
Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3. Внутренняя система оценки качества образования МБДОУ (далее – ВСОКО)
предназначена для управления качеством образования в МБДОУ, обеспечения
участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве
образования, предоставляемого МБДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках
ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно
МБДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля.
4. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: педагоги, родители
(законные представители) воспитанников МБДОУ.
5. МБДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку
и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая
степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части
обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований
к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в МБДОУ, реализация мер по
обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного
процесса.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется
степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их
обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к
качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования – целостная
система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в МБДОУ.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества
образования, результатом которого является установление степени соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах
системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
педагогический мониторинг;
психолого-педагогическая диагностика;
социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
аналитические отчеты педагогов МБДОУ (об итогах реализации ОП ДО, созданных
условиях для качественной реализации ОП ДО);
наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий,
организуемых педагогами ДОУ.
8. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения
к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются
приказом руководителя МБДОУ.
2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества
образования в МБДОУ
2.1. Целями ВСОКО МБДОУ являются:
получение объективной информации о состоянии качества образования в
МБДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
формирование информационной основы принятия управленческих решений.
2.2. Основными задачами ВСОКО МБДОУ являются:
обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования;
определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов
основных потребителей образовательных услуг;
определение соответствия фактических образовательных условий МБДОУ к
условиям реализации образовательной программы МБДОУ;
определение степени соответствия результатов освоения образовательных
программ федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования;
оценка состояния и эффективности деятельности МБДОУ;
повышение квалификации педагогов МБДОУ в области оценки качества
образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке
качества образования;
обеспечение руководителя МБДОУ аналитической информацией, необходимой
для принятия управленческих решений и определения тенденций развития
МБДОУ.
2.3. В основу ВСОКО МБДОУ положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей
и взаимозависимостей;
рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа
каждого педагога;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах
реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий,
используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в МБДОУ.
3. Организация и технология внутренней оценки качества образования
1. Предметом ВСОКО в
систематическом анализе:
МБДОУ является деятельность, основанная на
качества содержания и организации образовательной деятельности;
качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность;
качества результатов образовательной деятельности.
2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов:
2.1. Нормативно-установочный этап:
изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО;
подготовка приказа о проведении ВСОКО в МБДОУ;
определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария
ВСОКО;
определение
организационной
структуры, ответственных
лиц,
которые
будут осуществлять оценку качества образования.
2.2. Информационно-диагностический этап:
сбор информации с помощь подобранных методик.
2.3. Аналитический этап:
анализ полученных результатов.
сопоставление
результатов с
нормативными
показателями,
2.4. Итогово-прогностический этап:
предъявление
полученных результатов
на уровень педагогов,
родителей (законных представителей);
разработка дальнейшей стратегии работы МБДОУ.
3. Источниками данных для оценки качества образования являются:
контроль;
мониторинг;
самообследование,
экспертные оценивания;
анкетирование;
социологический опрос;
статистическая отчетность и другие диагностические материалы.
Периодичность
проведения, направления (объект), методы, исполнители
ответственные
Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки
качества образования в приложениях к данному положению;
фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества
и представлены в Приложениях;
аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества
образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается
в справочно- аналитических материалах, содержащих констатирующую часть,
выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.
локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует
система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом
заведующего.
4. Организационная структура и функциональная характеристика
внутренней оценки качества образования
4.1. Организационная структура МБДОУ, занимающаяся оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию МБДОУ, педагогический совет, рабочую группу педагогов по сбору
и обработке полученных результатов.
Администрация МБДОУ:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО
МБДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя МБДОУ и
контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы ВСОКО МБДОУ, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МБДОУ
контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и
статистических исследований по вопросам качества образования;
организует систему мониторинга качества образования в МБДОУ, осуществляет
сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике
развития;
анализирует результаты оценки качества образования на уровне МБДОУ;
организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
обеспечивает условия для подготовки педагогов МБДОУ и общественных
экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные
уровни оценки качества образования;
формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы МБДОУ за учебный год, самообследование
деятельности МБДОУ);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
Педагогический совет МБДОУ:
принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО МБДОУ;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательного процесса в МБДОУ;
участие в оценке качества и результативности труда работников МБДОУ;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в МБДОУ;
заслушивает
информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБДОУ по
вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о
проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в МБДОУ, об охране
труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной
деятельности МБДОУ.
Рабочая группа МБДОУ (избираемые по рекомендациям коллегиального органа
наиболее компетентные работники, например, заместитель заведующего, педагогпсихолог, воспитатели, учитель - логопед и т. п.):
осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества
образования в МБДОУ;
участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих
состояние и динамику качества образования в МБДОУ
5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования
5.1. Реализация ВСОКО в МБДОУ осуществляется посредством:
контроля;
мониторинга.
5.2. В МБДОУ осуществляются следующие виды контроля:
плановый,
внеплановый (оперативный),
административный.
5.3. Плановый
Учреждения,
дублирование
который
в егоконтроль
организации.
обеспечивает
осуществляется
периодичность
в соответствии
и исключает
с планом
нерациональное
работы
5.3.1. Виды планового контроля:
Тематический контроль – изучение и анализ деятельности Учреждения по одному
направлению
деятельности.
Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление
отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов
работы.
Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в
одной из возрастных групп Учреждения.
5.3.2. Требования к проведению:
тематического контроля
до начала проведения тематического контроля руководитель МБДОУ за 10 рабочих дней
издаёт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении
плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов. План-задание
определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить
получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и
обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля
составляется заместителем заведующего;
продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе);
проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля;
результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней
фактов, выводов и предложений;
информация о результатах контроля доводится до работников МБДОУ в течение 7 дней с
момента его завершения;
работники после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под
итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о
результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если
нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель
комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель МБДОУ;
заведующий МБДОУ по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает
приказ.
текущего контроля:
направления и периодичность текущего контроля определяются годовым планом и
результатами внутреннего контроля;
результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с
краткими выводами и предложениями;
результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях
при заведующим, методических совещаниях.
внепланового (оперативного) контроля, осуществляется для установления фактов
и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или
юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и
урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного
процесса. -правовых и локальных актов.
административного контроля , контроль по выполнению нормативно правовых и
локальных актов МБДОУ, выявление нарушений законодательства РФ.
направление и периодичность регламентируется локальными актами МБДОУ;
ответственность за проведение административного контроля несет заведующий;
результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового
коллектива.
5.3.4. В МБДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом
используются следующие методы:
педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов
детской деятельности и т.д.);
опросные
интервью,
анкетирование,
социологический
опрос ипсихологот.д.);
педагогических
(беседы,
диагностические
ситуаций,
тесты
(контрольные
и т.д.);
срезы,
измерения, решения
самообследование;
экспертные оценивания;
статистическая отчетность и другие диагностические материалы.
Качество содержания и организации образовательной деятельности:
качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО;
качество дополнительных общеразвивающих программ;
качество образовательного процесса (организованного взрослым и
самостоятельной детской деятельности);
качество взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:
качество финансовых условий;
качество материально-технических условий;
качество психолого-педагогических условий;
качество кадровых условий;
качество развивающей предметно-пространственной среды.
Качество результатов образовательной деятельности:
качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, дополнительных
общеразвивающих программ;
достижения обучающихся;
здоровье обучающихся (динамика);
удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образовательных результатов.
5.7.Направления мониторинговых исследований:
5.7.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности:
качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО;
качество дополнительных общеразвивающих программ;
качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной
детской деятельности);
качество взаимодействия всех участников образовательных отношений.
5.7.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:
качество финансовых условий,
качество материально-технических условий;
качество психолого-педагогических условий;
качество кадровых условий;
качество развивающей предметно-пространственной среды.
6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества
образования:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих
на
в МБДОУ;
получение
образования
на
его уровень;
объективной
вкачество
Учреждении,
информации
тенденциях
о функционировании
его
изменения
и причинах,
и развитии
влияющих
системы
предоставления
общественности
достоверной
всемобразования
участникам
информации
образовательных
о качестве
образования;
отношений
и
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы в МБДОУ.
7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней
оценки качества образования
7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не
позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО.
7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета МБДОУ,
административные и педагогические совещания.
7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам
ВСОКО, определяются: качество условий образования в МБДОУ, сопоставление с
нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи
МБДОУ для реализации ООП ДО в новом учебном году.
7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления
ежегодного отчета о результатах самообследования МБДОУ, для разработки и
корректировки Программы развития МБДОУ, основной образовательной программы
дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ,
годового плана МБДОУ.
8. Делопроизводство
8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы,
диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в
течение трех лет.
8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается
в архив МБДОУ.