Программа ДОП Бисерок 347

Содержание

№
Раздел программы
п/п
1
Титульный лист
2
2.Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
2.3. Содержание общеразвивающей программы
2.4. Планируемые результаты
3
3. Комплекс организационно- педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4
Список литературы

2

Страница
1
3-10
3
6
7
10
11-12
11
14-16
17

2. Комплекс основных характеристик
Направленность программы: художественная.
Актуальность
Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса,
направленная на формирование у дошкольников интереса к истории народного
творчества, знакомящая их с народными промыслами и поддерживает интерес к его
истории и культуре.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным
искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ. Делая что-то
своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности,
настойчивости и терпению.
Одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является
создание различных композиций своими руками – такая деятельность позволяет
приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного
управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является
залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в
будущем.
Бисероплетение – это модный тренд современности. Мода на украшения, игрушки,
сувениры из бисера стремительно растёт. .Нет ничего более оригинального, чем вещи,
сплетенные из бисера. Это могут быть бусы, серьги и браслеты, брелоки. В любом
случае изделия получаются красивыми и стильными. В них можно вложить свою
фантазию.
Перебирая зернышка бисера, нанизывая его и работая над сложными узлами,
разрабатывается мелкая моторика рук.
Развитие мелкой моторики отвечает за умственные способности малыша. Ведь
интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, говорил Василий
Сухомлинский. Сегодня в важности развития мелкой моторики детей уже никто не
сомневается. Так вот, бисероплетение в этом плане — просто идеальное занятие. Оно
развивает также:
фантазию и воображение — ведь ребенок не только выполняет схемы, но и создает
свои композиции и поделки, он творит!
образное и пространственное мышление — умение «читать» схему на самом деле
является очень ценным навыком и развивает способности ко многим школьным
дисциплинам, да и вообще позволяет выйти за пределы одной плоскости в восприятии
окружающего мира;
чувство прекрасного и хороший вкус — подбирая цвета и формы бусин, ребенок учится
сочетать их самым лучшим образом;
воспитывает индивидуальность — ребенок может создавать для себя оригинальные
украшения, и при этом будет понимать, что таких больше ни у кого нет; он может
проявить в своих творениях характер, настроение, особенности своего восприятия,
одним словом самовыразиться;
усидчивость и внимание — особенно важно для школьников; учит доводить дело до
конца.

3

Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и
простотой выполнения самых причудливых изделий.
А также, это один из способов познания очень легко при помощи бусин можно выучить
цвета, различать круглую и длинную бусинку, блестящую, матовую, гладкую и
рельефную.
Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее,
избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера
в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был
по-настоящему
успешен.

Отличительные особенности
Бисероплетением могут заниматься не только девочки, но и мальчики.
В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по
конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый
в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета,
формируется “культура творческой личности”.
Темы программы
расположены в определенной системе: от более простых к
более сложным.
Адресат
В программе участвуют дети 5 - 7 лет.
Оптимальное количество детей в группе от 8 до 12 человек.
Возрастные особенности детей 5-7 лет. В это время ваш ребенок активно познает мир,
взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут
постепенно готовить его к школе. Самым главным новшеством в развитии личности
ребенка 5-7 лет можно считать появление произвольности, то есть способность
самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные
дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу
Это становится
возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения.
К 5-7 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать
цель занятия. Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно
выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно
интересуются окружающим - социальным и природным миром, необычными
событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и
объяснить полученную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими
философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А
также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей,
бабушек и дедушек.
Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов
окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В
восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов
4

ребенок 5-7 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных
предметов.
Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и
переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно
переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и
цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как
произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к
6-ти годам 6-7.
К 5-7 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок
способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти
(не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.
В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут
решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность
схематизации и представления о цикличности изменений.
Важным в развитии мышления ребенка становится способность к обобщению, которое
является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности
рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть,
например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два
признака.
Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при
условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или
видел описываемое.
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в
игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять
достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок
приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на
заданную тему, сочинение собственных сказок.
Режим занятий
Занятия проходят в кабинете дополнительного образования 1 раз в неделю по 30
минут во второй половине дня (всего 1 академический час в неделю) 2 группы, в год 48
занятий для первого года обучения и 48 занятий для второго года обучения.
Занятия проходят фронтально.
Объем общеразвивающей программы
Общее количество часов – 96 за весь период обучения по программе
1 год (дети 5-6 лет) - 48 часов
2 год – (дети 6-7 лет) - 48 часов
Набор детей осуществляется по желанию и по заявлениям родителей.

5

Срок освоения программы
Срок усвоения программы – 2 года, 96 недели, 24 месяца.
Уровневость – стартовый уровень
Формы обучения – фронтальная
Виды занятий
игра;
пальчиковые игры;
рассматривание иллюстраций и призентаций
составление и зарисовка схем;
обучение приемам бисероплетения при работе с проволокой и леской;
практические занятия
презентация композиций своих работ.
Формы подведения результатов
Формой подведения итогов реализации программы является:
1. - наблюдение за детьми;
2. - организация и участие в выставках детских работ;
3. - проведение конкурсов;
4. - анкетирование среди родителей по эффективности данной программы;
6. - создание фото альбома «Красота из бисера».
2.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: Научить детей различным техникам бисероплетения.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
 научить элементарным техникам бисероплетения;
 научить правильно организовывать рабочее место;
 научить работать с различными материалами: бисер, стеклярус, рубка;
 прививать основы культуры труда;
Развивающие
 развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию,
творческие способности;
 развивать зрительную и слуховую память, образное мышление;
 формировать эстетический и художественный вкус;
 углублять и расширять знания детей об истории и развитии бисероплетения;
 формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения
6

Воспитательные


воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение
довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы,
экономичное отношение к используемым материалам.

Задачи второго года обучения:
Обучающие:
 научить изготавливать игрушки, сувениры из бисера по усложненной схеме;
 формировать знания истории бисероплетения;
 освоить способы плетения цветов (французский, параллельный);
Развивающие:
 развивать моторные навыки руки;
 формировать пространственное воображение;
 развивать любознательность в области декоративно – прикладного искусства;
 развивать умение слушать собеседника, слушать педагога;
 развивать смекалку и устойчивый интерес к бисероплетению;
Воспитывающие:
 воспитывать любовь к стране, природе;
 формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
 воспитывать самостоятельность и ответственность за проделанную работу;
 формировать мотивацию к творческому труду.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Название раздела,
темы
История
бисероплетения
2
Плетение на
проволоке
2.1 Плоские фигурки
насекомых
2.2 Плоские фигурки
животных
2.3. Плоские фигурки
(люди, предметы)
2.4. Объемные фигурки
(морские животные)
2.5 Объемные фигурки
цветы и фрукты
3
Украшения, сувениры
4
Итоговое
5
Всего
1

1

1

0

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение

47

4

43

Наблюдение

6

0,5

5.5

6

0,5

5.5

7

0,5

6.5

11

0,5

10.5

11

1

10

Выставка
работ
Конкурс
работ
Презентация
работ
Открытое
занятие
Открытое
занятие

5
1
48

1

4
1
43

Всего

Количество часов
Теория
Практика

5
7

2 год обучения
Название раздела,
темы
Плетение на
проволоке
1.1 Объемные фигурки
животные
1.2 Объемные фигурки
птицы
1.3. Объемные фигурки
цветы
1.4. Объемные фигурки
деревья
2
Плетение на леске
украшения,
сувениры
2.1 Цепочки
2.2 Брелок
3
Итоговое
1

4

Всего

Всего

Количество часов
Теория
Практика

35

2

34

9

0,5

8,5

11

0,5

10,5

7

0,5

6,5

9

0,5

8,5

11

1

10

4
7
1

0,5
0,5

3,5
6,5
1

48

3

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Выставка
работ
Открытое
занятие
Анализ работ
Взаимоанализ
работ
Конкурс
«Ювелирная
мастерская»

Создание
альбома
«Красота из
бисера»

45

Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения
1. История бисероплетения
Теория: История развития бисероплетения.
Просмотр презентации «История создания бисера». Виды бисера. Демонстрация изделий.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.
Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
2. Плетение на проволоке
2.1. Плоские фигурки насекомых
Теория: Простейшее низание на проволоку. Учить различать бусинки по величине и
цвету. Учить последовательно и в определенном порядке набирать их на проволоку.
Познакомить со схемой и правилами чтения схемы. Учить параллельному плетению.
Техника выполнения туловища, лапок, усиков, хвостика.
Практика: Выполнение плоских фигурок на основе изученных приёмов. Гусеница, божья
коровка, стрекоза, паучки.
2.2. Плоские фигурки животных
Теория: Показать возможность использования техники параллельного плетения для
создания животных из бисера. Пользоваться схемой.
Практика: Выполнение плоских фигурок на основе изученных приёмов. Ящерица,
черепаха, зайка, лягушка.
2.3. Плоские фигурки (люди, предметы)
8

Теория: Показать возможность использования техники параллельного плетения для
создания людей и предметы из бисера. Показать петельное плетение и круговое.
Практика: Выполнение плоских фигурок на основе изученных приёмов. Зайка, снеговик,
елочка.
2.4. Объемные фигурки (морские животные)
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных
фигурок (параллельное плетение, круговое). Читать схемы. Подбирать бисер
Практика: Выполнение объёмных фигурок. Рыбка, дельфин
2.5. Объемные фигурки цветы
Теория: Совершенствовать технику параллельного плетения. Учить придавать лепесткам
соответствующую форму. Собирать лепестки в цветок. Учить прикреплять стебелек на
отдельную проволоку. Работать со схемой. Познакомить с техникой скручивания.
Практика: Выполнение объёмных фигурок. Ромашка.
3.

Украшение и сувениры

Теория: Познакомить детей с разными видами плетения на леске. Показать образцы.
Познакомить со схемами. Учить нанизывать бисер на леску.
Практика: Учить создавать свои индивидуальные цепочки с сочетанием разных цветов и
размеров бисера.
4. Итоговое занятие
2 Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения
1. Плетение на проволоке
1.1. Объемные фигурки (Животные)
Теория: Закреплять параллельное плетение. Учить поэтапному плетению изделия. Учить
плотно подтягивать ряды и придавать им характерную форму для данного изделия
Практика: Выполнение объемных фигурок. (лисичка, крокодил)
1.2. Объемные фигурки (Птицы)
Теория: Закреплять параллельное плетение. Учить соблюдать форму изделия. Учить
поэтапному плетению изделия. Читать схему. Учить присоединять детали в единое целое
с помощью проволоки.
Использование разных цветов. Начинать плести с головы. Учить приплетать лапки
параллельно плетя туловище.
Практика: Выполнение объемных фигурок сова, орел, колибри
1.3. Объемные фигурки (цветы)
Теория: Продолжить плетение лепестков. Учить соединять лепестки на одну проволоку с
помощью скручивания. Делать тычинки на отдельных проволочках и стебелек с
листиками. Составлять общую композицию. Продолжать развивать навыки общения в
совместной работе, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции. Учить
распределять между собой работу.
Практика: Выполнение объемных фигурок роза, лилия, колокольчик
9

1.4. Объемные фигурки (деревья)
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев:
параллельное, петельное, игольчатое плетение. Учить работать сообща.
Практика: Выполнение веток и цветов, ягод деревьев. Сборка изделий. Составление
композиции. (Береза, Рябина).Коллективная работа
2. Плетение на леске украшения, сувениры
2.1. Цепочки
Теория: Продолжать развивать комплексные умения. Учить самостоятельно их разбирать.
Набрать 4 бисерины и пропустить нить в предпоследнюю. Снова набрать 4 и пропустить в
предыдущую и так далее. Работать по схеме Учить плотно подтягивать бисерины. Учить
плести в обратном направлении. Учить самостоятельно подбирать цвета.
Практика: Выполнение цепочек (крестик, змейка, зиг-заг)
2.2. Брелок
Теория: Простейшие изготовления сувениров из бисера. Изготовление сувениров-брелков
способом оплетения бусинки.
Практика: Выполнение брелоков способом оплетения бусины.
Смешарики: -«Крош»; - «Нюша»; - «Пин»
3. Итоговое занятие
Выставка работ
2.4. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Метапредметные результаты:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ.
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, усвоенных способах
действий;
- классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
- работать с материалами и инструментами;
- составлять композиции;
-свободно пользоваться описаниями и схемами.
- умение замечать красивое.
- аккуратен, трудолюбив, целеустремлен.
- сформированы моторные навыки руки;
- сформировано образное мышление;
- Внимание, творческая активность;
- Развит познавательный интерес к деятельности;
Личностные результаты:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ
10

- приобретут познавательный интерес к бисероплетению, как одному из видов народного
творчества
- способность чувствовать, понимать и любить искусство;
Получат:
- возможность для раскрытия своего таланта,
- чувство собственного достоинства
Предметные результаты
- закреплять навыки счета, пространственную ориентировку, цветовосприятия;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с бисером
- научаться сочетать цвета и создавать поделки и композиции по своим замыслам.
- пользуются основными приемами и способами плетения изделий на проволоке (низание,
игольчатый, параллельный).
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий кабинет изодеятельности 20 кв. м. и освещен в соответствии с
нормами СанПиН.
Технологическое оснащение кабинета:
1. Мебель по количеству и росту детей;
2. Учебная доска, мел;
3. Ножницы 10 шт., подставки для бисера 20 шт., салфетки из ткани 30х30см.
4. Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора с
отверстием.
Стеклярус – трубочки из стекла длиной 5-15 мм.
Рубленый бисер - короткие трубочки из стекла длиной 1-5 мм.
Бусины – разных форм и размеров, но всегда крупнее бисера.
Замочки – используют при изготовлении колье, браслетов, фенечек, поясов.
Леска – обязательно хорошего качества диаметром 0,18-0,2 мм.
Тетрадь в клетку – для рисования схем изделий
Цветные карандаши – для раскрашивания схем.
5. Принтер для печатания схем.
6. СМАРТ доска для просмотра презентаций
7. Ноутбук
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
1. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
2. Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
3. Коллекция образцов;
4. Библиотека литературы по бисероплетению;
5. Бланки для проведения мониторинга
Информационное обеспечение
Интернет источники
Видео уроки;
- Онлайн - игры
- Диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы,
11

1.
2.
3.

http:// www.biserland.ru- сайт «Бисероплетение»
http: //bicer.ucoz.ru- сайт «Бисер и рукоделие»
http: // acus.msk.ru- сайт «АCUS»

Кадровое обеспечение
Базалиева Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, стаж работы в
системе дошкольного образования 26 лет, педагогом дополнительного образования 8 лет
Методические материалы:
Для каждого года обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для
педагога, так и для обучающихся, а именно:
- информационная и справочная литература по технике выполнения различных методов
низания и плетения из бисера;
- наглядные пособия по темам;
- образцы схем выполнения различных изделий из бисера;
- образцы изделий с различными видами низания и способами плетения из бисера;
- образцы изделий различного направления: игрушки, панно, украшения, сувениры, цветы,
вышивка и пр.;
- инструкции по технике безопасности;
- индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации).

12

3.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные листы
Диагностическая карта по бисероплетению
№ Список Свойства
п/п детей материалов

Овладение приемов работы с материалами

Низание
бисера
на
леску

Низание
бисера
на
проволо
ку

Прямое
направлен
ие низания

Обратное
направлен
ие низания

Собрать
бисер
в
колечк
о.

Знание и
Мелкая
соблюдение моторика
правил
безопасности
труда при
работе
Закрепление
проволоки,
лески.

1.
2.

Сформирован На стадии формирования Не сформирован Педагогическое обследование детей по бисероплетению
№

Задания, вопросы

Используемый материал

Знания, умения, навыки

13

п/п

1

Узнай и назови вид
материала и его
свойства

при выполнении задания

сформированы

на стадии формирования

Не сформированы

Проволока,
бисер(стеклярус, рубка,
бусины), леска, ножницы

Знает и называет не
менее 5 видов материала
и 5 свойств

Знает и называет не менее 3
видов материала и свойств

Знает и называет менее
3 видов материала и
свойств

2

Знание терминов

Проволока, бисер, леска

Знает и называет не
менее 5 терминов

Знает и называет не менее 3
терминов

Знает и называет менее
3 терминов

2

Овладение приемами
работы с материалами

Проволока, леска, бисер,
ножницы

Владеет приемами

Частично владеет приемами

Выполняет работу с
помощью взрослого

3

Знание и соблюдение
правил безопасности
труда при работе

Ножницы, проволока,
леска, бисер

Знает и самостоятельно
соблюдает правила
техники безопасности в
работе

Знает и соблюдает правила
техники безопасности в
работе

Соблюдает правила
техники безопасности в
работе только при
напоминании

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные
детали, мозаика

Прочно скрепляет детали
самостоятельно

Пытается скреплять детали
самостоятельно или с
помощью взрослого

Скрепляет детали с
помощью взрослого

14

4. Список литературы:
1. Аполозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и
традиции, 1999.
3. Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Детство Пресс, 2005.
4. Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
5. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.:
«Валерии» СПД. 2003.
6. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д:
ПрофПресс, 2001.
7. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век»,
2005.
8. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000. 8. Дюмина Г. Бисер. –
М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001
9. Донна ДеАнджелис Дикт. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин,
2008.
10. Зимина. М.С. Домоводство для девочек. - М.: Эксимо-Пресс, 2006.
11. Изабель Кассал-Селье. Объёмные фигурки из бисера /издательская
групп
«Контэнт», 2008.
12. Истратова Е.П.. Книга для девочек – Украшения из бисера и бусин – М.: Арт –
Родник,2005.
6.
Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы и схемы. – М.: Просвещение, 2009.
7.
Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. - М.: Культура и традиции, 2006.
8.
Морас И. Животные из бисера. – М.: Арт – Родник, 2007.
9.
Соболева О.Л. Фигурки и игрушки из бисера. – М.: Академия развития, 2008.
Интернет ресурсы:
Книги и журналы для детей - интернет ресурсы PuzKarapuz.org .

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».